Смоленская епархия в предвоенное время.


К середине 1920-х гг. прямые гонения на церковь несколько стихают. Однако коммунистические власти продолжают вести борьбу с православием. В 1925 г. Был создан Смоленский губернский совет Союза безбожников (с 1931 г. – «Союз воинствующих безбожников»). Были также созданы отделения Союза в уездах. Главной задачей этой организации было развертывание атеистической пропаганды и активной борьбы с религией. С этого времени на Смоленщине начинается идеологическая борьба против Православной церкви. С 1931 года Смоленская организация «Союза воинствующих безбожников» издает свой «бюллетень». На местном радио регулярно выходит передача «Час безбожника». Ежегодно на Рождество и Пасху организовываются антирелигиозные демонстрации – карнавалы. На заводах и фабриках, а также в деревнях и селах проводятся лекции и беседы на атеистические темы. Но вся эта деятельность не имела того успеха, на который рассчитывали её организаторы. Православная вера, несмотря ни на что, продолжала жить в народе. Два раза, летом 1931 года и в начале 1938 года руководящие органы Смоленского отделения Союза распускались за бездействие и допущенные ошибки, а их кадры подвергались чисткам и репрессиям.

Новый удар по церкви был нанесен в 1929-1930 гг. По Смоленской земле, как и по всей России, прокатилась волна закрытия храмов и преследования священнослужителей. Многие церкви и монастыри были закрыты и превращены в жилые дома, клубы, музеи, промышленные склады. Их внутреннее убранство чаще всего беспощадно уничтожалось. В январе 1930 года за одну неделю по Постановлению Горисполкома со всех храмовых звонниц Смоленска были сняты колокола и отправлены на переплавку. Снятие колоколов прошло по всей Смоленщине. Немало замечательных храмов и обителей было снесено или разобрано на стройматериалы. Так, в Смоленске были уничтожены Ильинская, Казанская, Александро-Невская, Богородице-Рождественская церкви, в Рославле разрушили Благовещенскую церковь, под Демидовым была стерта с лица земли Ордынская пустынь, в которой пребывал чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери.

Возобновляются массовые репрессии против служителей церкви и просто верующих людей. В конце 1929-1930 гг. органами ГПУ было сфабриковано дело, так называемой «контрреволюционной церковно-монархической организации». Всего арестовано было 134 человека, из них монахов - 103, священников - 9. Среди обвиняемых были люди известные, такие как наместник Троицкого монастыря в Смоленске Варлаам (Владыкин), архимандрит Еливферий (Печеников), священник Николай Домуховский и др. Некоторые из них в свое время уже были осуждены на процессе «Смоленских церковников». Самые масштабные и самые страшные гонения на церковь развернулись в 1937 году. 29 октября был арестован епископ Вяземский, епископ Смоленской епархии Павел (Троицкий). Ему было предъявлено следующее обвинение: «Участие в контрреволюционной организации духовенства и верующих; антисоветская деятельность в виде проведения богослужения и агитации». 74-летний владыко Павел не признал себя виновным, но 20 ноября он, как и другие лица, проходившие по этому делу, был приговорен «тройкой» НКВД к расстрелу. Расстреляли его 3 декабря 1937 года.

Несколько ранее, в сентябре 1937 года, работники НКВД арестовали в Смоленске членов религиозной общины, так называемой «подпольного монастыря». Руководителем этой общины, своеобразного катакомбного православного братства, был иеромонах Никодим Новиков, который пользовался большим почтением у верующих смолян, как прозорливый старец. К нему за советом и поучением приезжали и приходили люди из разных уголков Смоленской земли. Члены общины создали катакомбную церковь в башне «Веселуха» крепостной стены, и отец Никодим совершал в ней регулярно Богослужения. 24 сентября чекисты арестовали его и часть его прихожан прямо во время службы. В скорее было создано дело «О контрреволюционной группе при подпольном монастыре». Всего было арестовано 24 человека. Уже 21 октября вышло постановление «тройки» УНКВД Смоленской области по этому делу. По нему 11 человек были приговорены к расстрелу, 10 человек – к 10 годам лагерей и 3 человека к 8 годам заключения. Приговоренные к высшей мере, и среди них отец Никодим, были казнены 27 октября в Катыне, где органы госбезопасности приводили в исполнение смертные приговоры с первых послереволюционных лет.

Осенью 1937 года было заявлено о раскрытии «контрреволюционной организации по городу Смоленску». По этому делу был арестован 31 священнослужитель и мирянин. После короткого следствия и быстрого суда 14 человек было приговорено к расстрелу, а 17 – к 10 годам лагерей. Среди расстрелянных был и архиепископ Смоленский и Орловский Серафим (Остроумов).

Всего за период с 1917-1950 гг., согласно данным картотеки Смоленского отделения Российской Ассоциации жертв политических репрессий, в Смоленской области было репрессировано около 750 священников, монахов, диаконов, людей, работавших при церкви (старост, просфорниц и т.д.).

Успенский собор
Антирелигиозный
музей

Накануне Великой Отечественной войны в Смоленской области почти не осталось действующих церквей. В 1936 г. Богослужения еще проводились в 4 храмах, а к лету 1941 года незакрытой осталась одна только Тихвинская кладбищенская церковь. Абсолютное большинство священнослужителей было репрессировано, либо вынуждены были оставить свое служение. Любое проявление религиозности преследовалось жесточайшим образом. По-прежнему велась активная атеистическая пропаганда.


Историческая справка:

22 августа 1933 года Президиум Западного Областного Исполнительного Комитета в ответ на ходатайство Смоленского Городского Совета, принял постановление о закрытии Смоленского Успенского Кафедрального собора. После чего власти разместили в нем антирелигиозный музей. Внутри собора были помещены плакаты и карикатуры атеистического содержания, установлен маятник Фуко и многие другие подобного рода «экспонаты». Царские врата были открыты, так что в алтарную часть могли пройти все желающие, в том числе и женщины. Однако самым кощунственным, по воспоминаниям очевидцев, было то, что в алтаре были расставлены чучула животных, одетых в священные одежды, в частности, на архирейский трон, расположенный на горнем месте, было посажено чучело козла в епископском облачении. Внутреннее убранство, живопись и грандиозный резной иконостас собора, также как и его главный престол, сделанный из кипариса и сверху накрытый серебряным саркофагом, чудом остались нетронутыми и сохранились до наших дней.

В таком состоянии Свято-Успенский кафедральный собор находился восемь лет до своего открытия в августе 1941 года, которое стало для него «вторым рождением», происшедшим в страшные годы оккупации.

На главную страницу

Hosted by uCoz