Политика фашистской Германии по отношению к Русской Православной Церкви.


Адольф Гитлер
Гитлер в предместье Смоленска -
в Красном Бору, 1942 год

О положении Православной Церкви во время оккупации фашистами Советского Союза в наши дни редко кто имеет сколько-нибудь отчетливое представление. Известно, что с приходом оккупантов там стали открывать храмы, и в них возобновились Богослужения. Может быть, фашисты покровительствовали Православию? Нисколько.

В своей религиозной политике Гитлер и фашистская верхушка преследовали далеко идущие цели, но они были хорошо скрыты. К христианству всех конфессий - и к Православию, и к католичеству, и к протестантизму – фашисты относились с презрением и ненавистью. Они распространяли на него свое отношение к еврейству, свою крайнюю юдофобию, и считали все христианские конфессии отраслями иудаизма, поскольку Спаситель по плоти был иудей. Их целью было создание новой религии, религии "вечного рейха" на основе соединения древних германских языческих верований и оккультной мистики.

Поскольку и в Германии, и во всей Европе еще множество людей было привержено к своим национальным христианским традициям, фашисты планировали использовать все конфессии и отделившиеся от них течения, вплоть до любых раскольников и сектантов, в целях создания этой новой религии, используя древний принцип - "разделяй и властвуй".

Они намеревались поставить все христианские церкви под свой контроль, добиться их разделения, расчленения на возможно меньшие, мнимо самостоятельные "автокефалии". Они хотели завербовать, взять негласно на службу наиболее честолюбивых, корыстолюбивых или трусливых церковников, чтобы они исподволь, планомерно проводили идеи новой религии через проповедь и постепенно вводили изменения в церковной жизни вплоть до богослужебных текстов, уставов и т. п.

Фельдмаршал
Командующий группой армий "Центр"
фельдмаршал Х. Г. фон Клюге

Трансформация всей жизни и деятельности Христианской Церкви (по сути, их подрыв) в нужном им направлении - вот какая цель была у фашистов, когда их оккупационная администрация позволяла открывать храмы. По мысли гитлеровцев, для завоеванных народов, - для тех, кого они считали "унтерменшами" (низшей расой), как, например, всех славян,- для них религиозные свободы должны были стать явлением временным, "переходным". Мнимая лояльность к Церкви, обман населения и духовенства, не подозревавших о далеко идущих целях оккупантов, будто бы противопоставивших религиозную свободу антирелигиозной идеологии Советского государства - вот что представляла собой конфессиональная политика гитлеровцев.

Конечно, эти планы были совершенно утопичны и нереальны. Но реализовывать их фашисты принялись сразу же, не учитывая верность и преданность Церкви ее служителей и их паствы. За проведение религиозной политики на оккупированной территории у гитлеровцев отвечало несколько ведомств - от специального министерства вероисповеданий вплоть до военного командования и гестапо. Между ними часто возникали разногласия и трения, в основном, по поводу средств и методов работы, тактики в конкретных ситуациях. Это успешно использовали православные архиереи, которым пришлось нести тяжкий крест окормления своей паствы в условиях оккупации.


Историческая справка:

В 1942 году в письме А. Розенберга (министр оккупированных территорий СССР) рейхскомиссарам оккупированных территорий рекомендовалось ограничить активность религиозных организаций и проявить особую осторожность в отношении Русской Православной Церкви как «носительницы враждебной Германии русской национальной идеи». Гиммлер же вообще полагал, что Русскую Церковь необходимо дезорганизовать и впоследствии ликвидировать.

Существуют документы, которые говорят о том, что в 1942 году фашистами планировалось проведение Поместного Собора, на котором был бы избран Патриарх. Была даже подобрана кандидатура – Патриархом должен был стать митрополит Берлинский Серафим (Лядэ) из Русской Православной Церкви за границей, который был лоялен фашистскому режиму.

На главную страницу

Hosted by uCoz