Возрождение Церкви в период оккупации.


Верующие
Верующие возле Успенского собора в ожидании
богослужения. Фото 1941-1943 гг.

О восстановлении церкви на Смоленщине в этот период ярко свидетельствует следующий факт. В предвоенном Смоленске с населением более 150 тыс. человек был только один действующий храм. В 1942 году в нашем городе, при населении менее 30 тыс., было уже 5 действующих храмов.

Открытие храмов на территории оккупированной Смоленщины носило массовый характер и в первую очередь зависело от желания местных жителей. Служащие вермахта не препятствовали открытию церквей. Кроме того, в марте 1943 года немцы особым постановлением освободили от налогов церковные здания и примыкающие к ним земельные участки. Помимо Успенского собора в 1941 г. В Смоленской области был открыт и ряд других храмов: Троицкая церковь села Будо-Печерск и Преображенская церковь села Ослянка Хиславичского района, Вознесенская церковь и Преображенский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рославля. С 15 ноября 1941 года возобновлены богослужения в незакрывавшейся Казанской церкви села Извеково Андреевского района.

Служение Православной Церкви на Смоленщине в период оккупации не ограничивалось лишь стенами вновь открывшихся храмов, но, напротив, далеко выходило за их пределы. Клирики и миряне Смоленской епархии понимали, что одно лишь открытие церквей вовсе не является самоцелью религиозного возрождения. Свою главную задачу они видели в оживлении веры в сердцах людей и обновлении их внутренней духовной жизни. Для этого священнослужители и члены приходских активов старались использовать все возможности, позволявшие им осуществлять их миссионерскую деятельность, которая выразилась в различных формах.

Важную роль в религиозно-просветительской работе сыграл кружок смоленской интеллигенции, группировавшейся вокруг Свято-Успенского кафедрального собора. В 1942 году члены этого кружка организовали религиозные передачи по радио. Были напечатаны 15 тыс. молитвословов, распространявшихся затем в церквях и школах Смоленска. Члены кружка написали несколько статей и духовных стихотворений для церковного календаря на 1943 год. Было опубликовано 11 газетных статей на религиозно-нравственные темы, кроме того, в храмах после богослужений мирянам читались доклады с целью раскрытия смысла евангельских чтений, церковных служб и праздников. Начала работу катехизическая школа для взрослых и детей.

Большой проблемой являлся недостаток квалифицированных священнослужителей. Для того, чтобы это восполнить, на рубеже 1941-1942 годов в Смоленске были открыты пасторские курсы, выпустившие за первые 7 месяцев своего существования 40 священников.

Смоленская область была присоединена немцами к Белоруссии и местная епархия находилась теперь в зависимости от митрополита Минского.

Однако взаимоотношения между Православной церковью и немецкими оккупантами были далеко не безоблачными. Уже в августе 1941 года, после первых Богослужений в Успенском соборе Смоленска, Гитлер, узнав о них, издал приказ, запрещавший помощь вермахта церкви на оккупированных территориях. А осенью 1941 года группа офицеров немецкой армии и СС направили из Смоленска шефу германской службы безопасности (СД) Р. Гейдриху письмо, в котором выражалась озабоченность по поводу того, того что церковное возрождение на захваченных землях неизбежно ведет и к возрождению национального духа. Авторы послания, в частности, требовали снова закрыть Успенский собор. К счастью, этому письму не дан был ход, и оно осталось без последствий. Нередки были случаи, когда немецкие солдаты издевались над православными священниками, грабили и оскверняли храмы. Некоторые священнослужители подвергались преследованиям за помощь, которую они оказывали партизанам и подпольщикам.

На главную страницу

Hosted by uCoz